Плюснин Терентий ( Тереха)



      Мне – прапрадед (и Виктору – моему младшему брату).

      Сыновьям Игорю Николаевичу и Дмитрию Николаевичу – прапрапрадед ( и Григорию Викторовичу, и Татьяне Викторовне).

      Их детям: Ольге Игоревне и Юлии Игоревне, Владиславу Дмитриевичу и Валерии Дмитриевне, Валентину Григорьевичу – прапрапрапрадед.

      В деревне Сирино в отцовском доме жили два брата: Терентий – старший и Афанасий. Мне ничего не известно о семьях этих людей. Не помнят их и старожилы сиринские. Молва доносит, что дом-пятистенок стоял в центре деревни возле лога (неглубокого оврага – естественного пути схода талых вод). Занимались братья крестьянским делом – землепашеством, да держали небольшую кузницу недалеко от дома у того же лога, да строили водяную мельницу на р. Лале под деревней Малым Стройковым (Стрековым).

      Годом рождения Терентия можно считать 1800 год, т.к. по рассказу отца Николая Фирсовича, умер он в год закладки старой Верхне-Лальской церкви в возрасте 70 лет. А церковь (1-я очередь «старая» - без пристройки закладывалась в 1870 году.

      Народная память долго берегла одну побасенку о братьях, и я в детские годы еще испытывал действие этой памяти на себе. Меня часто спрашивали:
- Тереха, луг-от наш?
- Наш, наш! – должен был отвечать я, чем вызывал не злой смех окружающих.
      В то время (1942-46гг.) я не понимал значения ни вопроса, ни ответа на него и воспринимал все это как добрую шутку взрослых. Должен сказать, что в деревне у всех были прозвища – клички, такие, например, как «сракичи», «звонари», «луковники» и т.п. Наше прозвище было «терехичи», то ли от имени Терентий – Тереха в просторечии, - то ли в роду был кто-то глуховат (туг на ухо) и его сравнивали с тетеревом-глухарем. Точно не знаю.

      Вызвана эта побасенка была вот чем. В наших краях не было помещиков, крестьяне были государственными и платили в казну налог натурой или деньгами, кто как мог. Правление в деревне было общинное. Все пахотные земли, лесные и луговые угодья делились на части по числу взрослых мужчин в семьях (если парню 20 лет – он взрослый). Часть земель оставалась общинной – надо же было содержать больницу и врачей, школу и учителей, церковь и ее служителей, дороги, мосты, извоз и т.д. и т. п. Ежегодно на сходах происходил передел угодий или подтверждение старых, было здесь и согласие и несогласие, жаркие споры и ругань…

      … Настал сенокос (в наших краях – с 25 августа до 5 сентября). Приходят братья на отведенный им луг и видят, что межа их покоса передвинута и пятеро мужиков (неизвестно из какой деревни) собираются косить. Произошел громкий спор, перешедший в драку на кольях. Жестокую драку.

      … Потерял сознание Афанасий, стонет до полусмерти избитый Терентий, лежат вповалку претенденты-супостаты. Очнулся Афанасий, поглядел помутневшим взором на полуживого Терентия и, еле ворочая языком спросил:
- Те... Тереха, луг-от наш?
- Наш, наш! – простонал Терентий.
      Очевидно, последствия этой стычки были тяжелыми для ее участников и поучительны для окружающих (мужики долгое время залечивали увечья, и работать не могли, женщины не справились с покосами и трава ушла под снег, скотина на зиму осталась без сена), если из поколения в поколение передавалась эта побасенка.

      Похоронены Терентий и Афанасий, как и члены их семей на Повосте, где находят вечный покой от мирских забот все верхнелальцы. Могилы их утеряны.

1 комментарий: